Колыбель старчества – Оптина пустынь! 28.04-2.05

В нашем мире, где стенает и мучится вся тварь, где и мы сами, имея начаток Духа ...стенаем, ожидая усыновления (Рим. 8, 22, 23), есть уголки, сохраненные Господом, будто осколки земного рая — как прообраз, живая икона Царствия Небесного. Таким райским местом в России с начала XIX века является всемирно известный монастырь Оптина пустынь. Милость Божия простирается над этим местом неизреченной духовной глубины и святости. Совсем недавно, до своего разрушения, обитель сияла, как немеркнущая лампада непрестанной молитвы, вместилище подлинно христианской любви и средоточия подвижничества.

Свт. Игнатий (Брянчанинов; 30 апр./13 мая 1867), учитель Церкви, отец и наставник монашества, аскет, духовный сын оптинского старца прп. Льва, живший около года в Оптиной пустыни и считавший ее самым благоустроенным монастырем в России, духовный писатель, сказал: «В мире хвораем, а в вашей пустыни лечимся»; «...благословенная Оптина пустынь не выходит из моей памяти. Приглянулась она мне... и скит с его вдохновенной тишиной». В других письмах он называет оптинскую братию «священнолепным собранием, бесценным братством, истинными подвижниками, избранным иноческим обществом, благою дружиною иноческою» и т. п.

Оптина Пустынь — это ее старцы. Понять Оптину — значит понять старчество.

Одна из отличительных черт оптинского старчества — основание его на почве святоотеческих аскетических творений, стремление провести в жизнь инока начала духовного подвижничества, указанные в творениях отцов-аскетов. Сами старцы глубоко познали творения аскетов: не только теоретически, но и практически.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит об оптинских старцах, которых он хорошо знал, что они были напитаны чтением отеческих писаний о монашеской жизни, сами руководствовались этими писаниями и наставляли ими других обращавшихся к ним за назидательным советом. Память их была богато украшена мыслями святыми. Никогда они не давали советов от себя, но всегда следовали изречениям Св. Писания или свв. отцов. В письмах старцев можно видеть и глубокое знание святоотеческих творений и твердое намерение не отступать от них, т. к. слово свв. отцов, по замечанию прп. Исаака Сирина, есть «хранилище надежды».

Оптина имела и великих святых, но, главное, как отметил свящ. Павел Флоренский, — это уникальность, неповторимость и единственность «гармонического сочетания и взаимодействия духовных сил». Появилось действительно новое общество, состоящее из новых людей силою благодати Святого Духа. Евангелие Христово осуществилось на земле в целом братстве на протяжении ста лет. А в братстве, между прочим, было около 300 человек. «Если сходятся слова и жизнь, они становятся памятниками всей философии» (прп. Исидор Пелусиот). Вот и новая философия, о которой писал о. Павел Флоренский. В других монастырях на Святой Руси было немало святых, но были ли святые братства, подобные Оптиной, сказать трудно.

Программа поездки

1 день. Тольятти. Серпухов. Выезд из Тольятти 6:00, 6:30, 7:00. Путевая информация. Вечером прибытие в Серпухов. Трапеза. Ночлег.

2 день. Серпухов. Клыково. Оптина пустынь.

Божественная Литургия. По окончании молебен в Высоцком мужском монастыре перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша».  Трапеза. Выезд в Клыково. Экскурсия по монастырю с посещением домика и могилки схимонахини Сепфоры. По возможности посещение святого источника. Отъезд в Оптину пустынь. Размещение в гостинице. Вечернее богослужение. Трапеза. Ночлег.

3 день. Оптина пустынь. Божественная Литургия. Трапеза. Экскурсия по монастырю. Посещение свтого источника. Свободное время. Вечернее Богослужение. Трапеза. Ночлег.  

4 день. Оптина пустынь. Шамордино. Божественная Литургия. Выезд в Шамордино. Посещение Живоносного источника с купелью. Выезд в Тольятти.

5 день. Приезд в Тольятти.

*Программа поездки может быть скорректирована.

Описание поездки

В Серпуховском Богородицком Высоцком монастыре собрано немало святынь, среди которых главное место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» перед которым просим Царицу Небесную о благодатной помощи и избавлении от страстей пьянства, наркомании, курения и других душевных и телесных недугов.

В обители пребывают мощи Афанасия Высоцкого (младшего). В стенах обители мы ощущаем особую благодать: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы».

Клыково — в Спаса Нерукотворного мужской пустыни, расположенной неподалеку от Оптиной пустыни и Шамордино, подвизалась последние годы жизни и почила схимонахиня Сепфора (Шнякина). Сегодня на ее могилку приезжает множество паломников, которые получают благодатную помощь по молитвам матушки.

«Колыбелью старчества» называют Свято–Введенскую Оптину пустынь, которая хранит мощи св. Старцев Оптинских, причисленных к лику святых. Старчеством называется окормление монахов и мирян опытным духовником, при условии искреннего духовного отношения и полного послушания духовных детей своему духовному отцу – старцу. Обитель возрождена после 70-летнего запустения. Действует Введенский собор, храмы: Владимирский, Казанский, Преображенский, в честь прп. Иллариона Великого, иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», в честь прп. Марии Египетской,  храм Иоанна Предтечи в скиту и др.. Возродилась издательская деятельность монастыря, освящен святой  источник преподобного Пафнутия.

В 1993 году на Пасху в монастыре были убиты иеромонах Василий, инок Трофим, инок Ферапонт, над могилками которых сегодня построена часовня.

Шамордино. Недалеко от Оптиной пустыни есть удивительное святое место, где преподобный Амвросий Оптинский основал обитель для неимущих и больных женщин. Все здесь хранит память о заботах старца по устроению монастыря, все дышит его святой молитвой и по сей день.